Суббота, 18.05.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литерутуры Лыженковой Ольги...

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на РМО
[ Скачать с сервера (262.7 Kb) ] 12.02.2013, 16:00

«Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек, и, если он перестанет обращать внимание не свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным или письменным – надо постоянно следить.

   Верный способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», - писал Д. С. Лихачёв.

   Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые мы видим мир, познаём его, оцениваем себя и своё место в нём.

   Научить детей грамотно и красиво говорить, правильно излагать свои мысли на бумаге и в речи, быть грамотным – основная задача учителя.

   Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. Учащиеся должны не только запоминать факты, усваивать правила и определения, но и овладевать общими понятиями и закономерностями, рациональными приёмами применения знаний на практике. Обучение в современной школе должно стимулировать не только умственное, но и общее развитие учащихся.

   Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

   В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

   Личностно-ориентированное обучение нацелено на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Наша задача – переход от старых принципов образования к новым, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

   Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога – осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях.

   В личностно-ориентированном образовании основой является понимание и взаимопонимание. Если в традиционном обучении главенствующую роль играет объяснение, где звучит монологическая речь учителя, то понимание – это общение, сотрудничество, равенство.

   Личностный подход будет проявляться даже в том, как учитель будет обращаться к детям. Ребёнок живёт на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет принуждения. Нормальный ребёнок живо реагирует на всё, что происходит на уроке. А учитель создаёт в классе атмосферу хорошего настроения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Личностный подход невозможен без педагогического такта, а также без чувства толерантности. Личностно – ориентированный подход требует от учителя избрание приёмов и методов педагогической поддержки  в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Ученику ещё необходима педагогическая помощь и поддержка – это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированного образования. Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.

  

   Алгоритм создания ситуации успеха.

   Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически эта операция обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и невербальными средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей.

   Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах («Мы все пробуем и ищем, только так может получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»).

Авансирование успешного результата помогает выразить твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. («Я не сомневаюсь в успешном результате»).

Внесение мотива показывает ребёнку, ради чего или кого совершается эта деятельность. («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»).

Персональная исключительность обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей деятельности. («Только тебе я и могу доверить»),

Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. («Тебе особенно удалось это объяснение»).

   Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Но сложнее бывает, когда складывается ситуация неуспеха – это эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Можно назвать это этапом при переходе от одного успеха к другому.

   При личностно-ориентированном подходе педагог использует педагогический приём (метод дискуссии) для актуализации  и обогащения опыта ребёнка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога и полилога. Очень важно использовать на уроке обратную связь, причём не механически просить повторить сказанное, а задавать вопросы на сообразительность, логику: «Как по-другому можно сказать?». Можно организовать работу в парах, где ученики по выделенному абзацу текста по очереди задают друг другу вопросы. («А каково твоё мнение?»). Также на уроках можно дать возможность детям оценить друг друга в  разных видах деятельности, но не только указывая на недостатки, а обязательно должны звучать пожелания, как предотвратить недостатки. Стараюсь научить использовать речевые обороты: «я полагаю, что…», «я думаю…», « я считаю..». Дети должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска её решения. Дискуссионные методы в обучении развивают активность, умение слушать, повышают мотивацию включения в учебный процесс, дают возможность аргументировать свои идеи, показывают, что большинство проблем имею многозначное решение.

Существует в учебном процессе и проблемная ситуация – несоответствие между желаемым и действительным.

Схема построения классификации методов обучения

Проблемный метод: если спрятать промежуточные результаты и пути их достижения, тогда ученик имеет противоречие между имеющимися и необходимыми знаниями и попадает в проблемную ситуацию.

Первый урок (изучение творчества писателя) планируется как лекция-проблема, которая раскрывает биографические материалы о писателе.

Тема урока: «Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями».

Цели урока:

  • Познакомить с биографией И.С.Тургенева
  • Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.
  • Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
  • Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.

План урока:

  • Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся ).
  • История создания рассказа «Муму».
  • Беседа по тексту.
  • Создание словесных портретов Герасима и барыни.
  • Рассуждение над мотивами поступков героев.
  • Обобщение по уроку.
  • Домашнее задание.

Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации (Приложение).

ХОД УРОКА

1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново

Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.
Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей, в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Всегда очень важно проработать ключевые слова в теме и проблеме. Иначе учащиеся не мотивированы работать в проблемном ключе.

И важно обсудить с ребятами: что составляет проблему, действительно ли вопрос или задание являются проблемными. Что проблематично в данном вопросе?

Начальные условия – обзор биографии писателя и  его произведение. (Урок литературы в 5 классе на тему «И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».).

Планируемые результаты – работая с текстом рассказа, показать своеобразие Тургенева - повествователя.

Между начальным (или действительным) и планируемыми (желаемыми) результатами должно лежать доказательство. Промежуточные результаты и пути их достижения и составляют доказательство.

Но если ученик знает, как устранить выявленное несоответствие, то проблемы не возникает. Если же способ устранения неизвестен, ученик оказывается в проблемной ситуации и должен размышлять, что делать.

Проблема урока: какой вывод вы сделали бы, опираясь  на справочно-информационный материал, услышанный в течение урока. Аргументируйте, делая необходимые записи в тетради.

В конце урока дается домашнее задание на выбор, предполагающее развитие познавательных способностей учащихся.

  • 1 вариант: аргументировано ответьте на проблемный вопрос, записанный на доске (проблема урока).
  • 2 вариант: используя материал урока, статью в учебнике Коровиной, опишите портрет барыни и Герасима. 

Что дают  методы проблемной ситуации в обучении?

1. Позволяет развивать интеллектуальные возможности учащихся;

2. Создает условия для их самовыражения и самореализации.

1.                Метод проекта

Метод проекта является фактором формирования исследовательских компетенций у учащихся.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Педагог учит  детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:

во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше; во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;

в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
            Особенно нравится детям такой вид работы как создание диафильма по изученному произведению. (Можно создать свой диафильм по рассказу «Муму»).

Что дают  методы проекта  в обучении?1. Учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов.2.  Формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета. 3. Воспитывает у учащихся исследовательские компетенции (под которыми мы понимаем готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. 4. Ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Система блоков и опорных карточек   Системой блоков и опорных карточек  приучаю ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, т.к. не надо зазубривать параграфы и потом на диктанте списывать у грамотного соседа. Каждый учащийся чувствует себя личностью. Дети не боятся отвечать. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. Применение опорных схем помогает развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение, внимание. Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, кроме того развивается умение логически мыслить..Как же  разных детей вовлечь в работу на уроке, добиться, чтобы не было в классе "Камчатки", помочь перейти с нулевого уровня на относительно активный и выше? Поскольку познавательная деятельность школьников основывается на целостных психических актах, состоящих из всех видов психических процессов, иллюстрирую примерами из своей работы формы организации этой деятельности, т.е. формы развития мышления, внимания, памяти, воображения.

Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова;

       часть речи.

Поэтому особое внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем—алгоритмов).

Изучая правописание Е—0 после шипящих в корне слова, основной упор делаю на корень и букву Ё и начинаю строить алгоритм

Буквы Ё-О-Е после шипящих и Ц.

1. Определи часть слова.

2. Если корень, то пиши Ё (кроме слов исключений).

 

Вначале даю несколько слов, например:

шов, шорох, крыжовник, цокать.

Затем список этих слов увеличивается.

У ребят возникает желание узнать, в каких еще словах пишется в корне О. Тут же можно дать задание посмотреть в словарях и составить список слов с О после шипящих в корне.

Этот алгоритм дополняется при изучении окончаний существительных и прилагательных. Сразу же целесообразно давать и две орфограммы из курса 6 класса (суффиксы существительных и прилагательных).

Теперь алгоритм выглядит так:

0-Е-Ё после шипящих и Ц

1). Определи часть слова.

2). Если корень, то пиши Ё (кроме слов - исключений).

3). Если суффикс или окончание под ударением, то пиши О.

4). Если суффикс или окончание безударные, то пиши Е.

 

         Алгоритм можно продолжать заполнять при изучении темы в 7 классе «Правописание О – Е после шипящих в наречиях».

Что даёт система блоков и опорных карточек  в обучении?1) приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся; 2) способствует прочному запоминанию; 3) при формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая; 4)  развивается умение логически мыслить; 5) позволяет сгруппировать  некоторый программный материал по русскому языку 5 – 7 класса.

Метод творческого самовыражения  

На каждом уроке педагог старается использовать метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности.

 Комплекс заданий предлагает два вида упражнений:

1.     «Включите воображение!»

2.     «…словам просторно».

Работа над первым упражнением организуется так:

1) предлагая школьникам закрыть глаза и положить голову на руки, читаю предложение вслух один раз, ученик должен увидеть изображаемое и устно воспроизвести его;

2)  читаю предложение один раз, ученик представляет себе его содержание и записывает то, что запомнил (стихи не должны воспроизводиться дословно);

3)  читаю  предложение один раз, школьник фиксирует его в виде схемы. Возможны и другие виды заданий.

         Например,  читаю  такое предложение и прошу  воспроизвести увиденную картину:

Ранним утром лёгким морозцем я иду по лесу и, любуясь громадами снежных дворцов, слушаю тишину.

         Дети делятся впечатлениями.

- А теперь прослушайте предложение ещё раз и постарайтесь в нём найти слова на изученную орфограмму и объяснить её.

- Морозцем

- Дворцов

 /Объясняют орфограмму/.

Второе упражнение «…словам просторно» также способствует развитию воображения, оно предлагает написать маленькие рассказы, используя лишь то, что есть в предложении, и не добавляя того, чего в нем нет. Работа может происходить как письменно, так и устно.

Далее комплекс заданий идет от наблюдений над готовым текстом к созданию своего текста – сочинению. Эта работа начинается со свободного диктанта или лингвистического эксперимента.

Все сочинения можно разделить по способу изложения мыслей – сочинения-описания: например, «На окне, серебряном от инея», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и т.д., сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта…», сочинение-повествование: «О чем поведал весенний ручей», «Лесная тайна», «Как приходит зима», «Исповедь мартовского снега» и т.д.

В целом же дидактический материал с комплексом творческих заданий помогает школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, развивает творческое мышление.

Текст 1.

Весна, совсем весна...

Весна нач..лась сразу вдруг как шапкой накрыла. С крыш.. с пригорков со всех сторон и во все стор..ны вода пот..кла. (С)начал..капельками, ручееч..ками, а потом как зазв..нела, зашумела, забуровила - только д..ржись !

(И. Касаткин)

 

Текст 2.

На т..невой стороне дома уже совсем захолодало. Легкий весе..ий морозец к вечеру затягивал звездами луж..цы около парадного крыльца. К..пели стали заст..вать и реже падать. И шершавый н..здреватый л..док слышнее захрустел под ногами в тихом в..чернем воздухе.

Мы нароч..но пр..шлись около дома, продавливая лед на луж..цах и прислушиваясь к его стекл..ному хрустенью.

(П. Романов)

 

 Текст 3.            

Сочинение-миниатюра.

Исповедь мартовского снега.

Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим… А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой… Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега.

 

Второй этап метода  творческого самовыражения может быть таким:

пробовала давать  номер своего сотового телефона  детям и просила, например, прислать мне  SMS-сообщение, но так, чтобы в нём было хотя бы одно слово на изученную орфограмму или таким же образом общаюсь в «Одноклассниках».

 

Что даёт система творческого самовыражения в обучении?

1. Развивает воображение и творчество учащихся.

2. Способствует развитию самосознания.

3.Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.

 

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
    Но всё-таки урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.
 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЛОД
Просмотров: 1281 | Загрузок: 143 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63