Суббота, 18.05.2024, 21:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литерутуры Лыженковой Ольги...

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "Учитель - сердце школы"
[ Скачать с сервера (29.7 Kb) ] 23.10.2015, 18:20
… Среди немеркнущих профессий, На вечность предъявляющих права, Учителям, как вдохновенным песням, Жить на Земле, пока Земля жива. 1. Слово учителя. «Всё начинается с детства», - сказал великий поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – это прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле. Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Само призвание воспитателя юных поколений – призвание святое! Ян Амос Каменский, великий мыслитель и педагог прошлого, говорил об учителях: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». А замечательный французский писатель Ромен Роллан писал: «Преподавание – благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности, оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы. Я помню, чем обязан своим учителям. Порой довольно одного случайно обронённого слова учителя, и вся наша жизнь озаряется новым светом!» О непреходящем значении школьного учителя прозвучало со страниц газет стихотворение Р.Рождественского: Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, - высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, Учителем надо будет родиться, И только после этого стать! Он, даже если захочет, не спрячется: на него, идущего ранней тропой, станут прохожие оборачиваться, будто бы на оркестр духовой! В нём будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле… Учитель – профессия дальнего действия, Главная на земле. Классный руководитель. Учитель… Как много скрыто в этом слове! Словари дают разные толкования этому званию. «Учитель – тот, кто обучает чему-нибудь, преподаватель», «тот, кто является высоким авторитетом в какой-нибудь области, имеет последователей, учеников». В.И.Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского словаря», пишет, что учитель – это «наставник, обучатель». В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослым, многие с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя. Звание учителя во все времена считалось почётным, потому что его труд был всегда подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир знаний, наставляет их, учит, как жить. Не случайно, если хотят отметить в ком-нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель. Ученик читает стихотворение: О профессии учителя. Во всём, в планетах над планетой, В великой щедрости полей, В станках, литье, в строках поэтов – Душа и ум учителей. Когда за милой школьной дверью Мы выбираем даль дорог, То с нами – правдой и доверьем Идёт товарищ педагог. Классный руководитель. Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – всё лучшее в человеке. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду» Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы и направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей. Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. Правда, на самой ранней ступени цивилизации понятие «учитель» было символическим: детей учили разводить огонь, охотиться, плавать, строить жилище, шить одежду, изготовлять орудия труда. При родовом строе главное внимание уделялось развитию физической силы, выносливости, выдержки. В рабовладельческом обществе с целью возвышения господствующего класса и укрепления власти возникла необходимость обучения детей наукам и искусствам. Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы же обучались только ремёслам, и наставниками их были тоже рабы. В эпоху средневековья в условиях роста городов и развития ремёсел феодалы использовали наёмных учителей, которые обучали детей чтению и письму. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой, так как для развития торговли и промышленного производства понадобились грамотные рабочие. В России первое упоминание о школе находим в русских летописях 988 г. Больше тысячи лет тому назад. В «Повести временных лет» читаем : «Послал князь Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение» Из глубокой старины сохранилось уважительное «Слово о том, яко не забывати учителей своих» Кирилла Туровского (12 век). Там можно прочесть такое поучение: «Если и научился и от простого человека, не от иерея, то держи в своём сердце и уме память о нём до исхода души своей…» В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. В «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя: «… он был отцам отец и учителям учитель…добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник» На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, по определению Даля,- обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал в своё время ещё М.В.Ломоносов. Он придавал большое значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, умениям. «Надо, - указывал великий русский учёный, - чтобы учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно, и своими поступками добрый пример показывали учащимся. Преподавать они должны так, чтобы не обременять учащихся выше меры и не создавать им слишком лёгких условий». Классный руководитель. Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ним свои дары. Напротив, их путь кремнист и труден. Всё новые и новые преграды возникают на их пути. Но они не сдаются, а идут вперёд. Это их единственный путь ради высокой цели – служения людям. В этом их счастье. Счастье трудного пути, самое высокое на земле счастье – жить с людьми и жить для людей. А.С.Макаренко был наделён таким талантом. Человек широкой души, педагог от Бога, Макаренко всю жизнь был увлечён проблемами воспитания. Великий учитель подходил к любому человеку с оптимистической гипотезой, хотя приходилось ему работать в колонии с ворами, насильниками и убийцами. Но его основной жизненный принцип: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше доверия к нему» - помог из нищей, полуразрушенной колонии в течение трёх лет создать передовую коммуну. (Необходимо обратиться к некоторым эпизодам «Педагогической поэмы»). Но тяжела была жизнь великого учителя. Не все разделяли его педагогические взгляды, и пришлось Антону Семёновичу покинуть свою коммуну. О своём педагогическом труде он рассказал нам в своей «Педагогической поэме». Огромный вклад в развитие педагогической науки внёс В.А.Сухомлинский (1918-1970). Долгое время он был директором Павлышской средней школы в Кировоградской области. Всю недолгую жизнь он работал над проблемой создания настоящего коллектива. «Человек только тогда станет полноценной личностью, когда он будет чувствовать себя частью целого, будет болеть за общее дело как за своё собственное», - так считал знаменитый учитель. Его книга «Сердце отдаю детям» вызывает и сегодня неподдельный интерес. Сухомлинский писал: «Труд учителя ни с чем не сравним. Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле. Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя; ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжёлым последствиям, как в учительском…Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни. Ученик читает стихотворение: Стоять над жизнью молодой, Храня прекрасное единство, Честь вековая, долг святой – Учительство и материнство. Сначала души пробуди, Пусть жажда к знанью в них проснётся, Потом питомцев поведёт К прозрачно-чистому колодцу. Живую воду из глубин Ты черпать научи рукою, Чтоб свой народ и край любить, Мужать и хорошеть душою. Ученица читает стихотворение: Учитель! Пусть тебя стократ Восславят, возблагодарят И вознесут на трон из песен, Чтоб с каждым поколеньем впредь Тебе волшебно молодеть В труде, который так чудесен! Сердце – от греческого – кардио. Это орган кровеносной системы. Масса сердца - 200 – 400 гр. За всю жизнь сердце перекачивает около 250 млн. литров крови. Сердце сжимается и расслабляется около 100 000 раз в сутки (на доске нарисовано сердце в центре которого записаны числа 200 – 400, 250 000 000, 100 000) Ведущий 1. Это было представлено просто человеческое Сердце. Ведущий 2. А вы только представьте, что происходит с Сердцем учителя, ведь оно у него особенное. Ведущий 1. Оно сплетено из множества долек, которые рвутся на части из-за нас с вами, и сегодня мы соединим все частички в одно большое, крепкое, счастливое сердце! Ведущий 2. Чтобы было оно здоровым и чтоб его не коснулась даже легкая боль. Ведущий 1. Чтобы было оно выносливым в любых ситуациях! ^ Ученик выносит «дольку Добра», ведущий комментирует: Ведущий 2. Без доброты учителя в Сердце многие бы могли не узнать, что такое «Мир счастливого детства» Счастье быстротечно, Уйдет, напрасно ждать. И только знанья вечны, Их можно передать. Не знаем мы, как выразить словами Все доброе, что делали всем нам, Поэтому огромное спасибо Мы говорим сегодня вам! Классный руководитель. Что тут скроешь, если дети на самом деле бывали дерзкими, шумными, озорными, непослушными. - Иногда они говорим с вами на разных языках, но даже и таких Вы их понимаете. ^ Ученик выносит «дольку Понимание» и ведущий читает стих «Будем слушать тишину» В нашем классе тишина Почему-то не слышна! То линейка упадет, То резинка пропадет, То Султанова под партой Что-то нужное найдет. «Рты закрыли! Сели ровно!»- Говорит Наталья Викторовна,- Будем слушать тишину!» Я чего-то, как вздохну, Засмеялся «Муха» сзади, «Тише, тише!» - шепчет Русик. Ничего опять не вышло – Тишины у нас не слышно! Ученик выносит «дольку Верность» и прикрепляет к доске. Классный руководитель. Не скудеет сердце учителя, ибо есть беспредельная верность своему делу, верность своей родной школе у нашей гостьи. ^ Ученик выносит «дольку Внимание» и прикрепляет к доске. Ученица.- Это «долька Внимание». На всё Вы готовы ради нас, на всех хватает внимания, любые испытания вами преодолеваются. ^ Ученики выносят «дольки Трудолюбие» и «Беспокойство» Классный руководитель. Присоединяем еще две дольки – «Трудолюбие» и «Беспокойство». - А теперь мы попросим Наталью Викторовну рассказать нам о себе. (Рассказ о себе) Ученица. Пусть беспокойное сердце не старится, В ритме уверенном бьется и бьется. Все, что Вы сделали, потомкам останется, Все, что не сделано, пусть создается! Классный руководитель. Эти аплодисменты звучат в вашу честь. ^ Ученик выносит «дольку Тревога» Ученик. Возвращается на свое местечко и «долька Тревога». Она порой не спит, Тревожится так часто. Мы это знать должны, Что из-за нас ненастно: То преследуют нас неудачи, То бьём тарелки с манной кашей, То не тянет прилежанье, Да мало ль, что бывает с нами… Классный руководитель. В самую золотую серединку Сердца мы помещаем «дольку Любовь». Выбирая себе профессию, человека волнует степень образованности, уровень компетентности, круг коллег, возможность должностного роста, а люди, профессия которых связана с воспитанием и обучением детей, впереди вышесказанного перечня ставят значение ЛЮБВИ. Ученица. Свои богатства щедро раздавала И богатела оттого сама Корысти, зависти в себе не зная, Учеников своей тропой вела, Учила человеческому счастью, Простому, незаметному порой, И укрывала часто от ненастья Своею материнскою рукой. Все просто в ней: ученость, ум и сила. Доступно все – лишь руку протяни. Все в ней по-человечески красиво! От внешности до глубины души. Классный руководитель. Сейчас наступает самый торжественный и волнующий момент нашего классного часа. Ученица. Мы соединили все дольки учительского Сердца и вот оно живое, большое, золотое Сердце самого отзывчивого, строгого, душевного и доброго человека! Это ваше Сердце! И если оно здесь, рядом с нами, то значит, Вы нам его дарите. Значит, отдаете нам его навсегда. И мы с большой гордостью, принимая его, заверяем, что ясный свет вашего Сердца мы будем беречь и нести в себе всю жизнь и что ваш труд и доверие мы постараемся оправдать. Ученица. Слава Сердцу учителя на века! В каждом сердце зажег он огонь человеческий, В каждый ум он вложил свою долю ума. Труд посильный на слабые детские плечики Возложил он, чтоб крепкая сила была. Он прошел путь нелегкий, но светлое завтра Дал для каждого, каждого ученика – От своей незначительной, маленькой парты До открытия материка! Не погаснет огонь беспокойного сердца, Будет ярко и сильно гореть он всегда! И теплом его многие смогут согреться. Слава Сердцу учителя на века! Список использованной литературы: Школьный год – без хлопот (Сценарии школьных праздников) – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2000. - 384 с. Старший наставник и верный друг. – Читаем, учимся, играем, 2004, №7, с.49-52. Прощание со школой - Педсовет, 2004, №2, с.14-16. Стихи к школьным праздникам. – Педсовет, 2004, №3, с. 10-14. Последний звонок. – 2012, №2. Ярославцев А. Школьные годы. Сценарии, песни и стихи о школе. – Краснодар: Перспективы образования.
Категория: Мои файлы | Добавил: ЛОД
Просмотров: 1713 | Загрузок: 59 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63