Воскресенье, 19.05.2024, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литерутуры Лыженковой Ольги...

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

урок литературы в 6 классе на тему: "Родная природа в лирике поэтов 19 века".
[ Скачать с сервера (32.6 Kb) ] 26.05.2014, 16:46

Тема урока: «Родная природа в лирике русских поэтов ХІХ века».

Цель: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.

Задачи:

  1. Создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
  2. Способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.
  3. Создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений)

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: распечатанные листы стихотворений А. Майкова «Уходи, зима седая!», А. Фета «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом…», Ф. Тютчева «Осенний вечер»,  рабочие листы для детей, альбомные листы, карандаши, фломастеры, лист самооценки и взаимооценки.

Методика (типологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах.

                                           Содержание урока.

І.  Мотивация. Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это

источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко

вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство,

раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей,

синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то

прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные поэты, музыканты и художники. Ребята, а как можно создавать красоту?

(сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи).

2. Название темы. - Вы совершенно правы! И нам необходимо назвать тему урока.

Записываю на доске слово «Тема», выдерживаю паузу.

-Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно. Потому что тему надо конкретизировать. Но начинать урок нам всё равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала. В этом нам поможет указание на одно из заданий, которое я предложу вам выполнить в течение урока:

-Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе.

- Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (О том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов).

-  Именно поэтому наш урок пройдет под девизом из стихотворения:

У каждого времени года

Особенный запах и цвет,

Но так совершенна природа,

Что в целом ее краше нет…

  ІІ. Актуализация.

- Вспомните, что такое пейзаж и какова его роль в художественном произведении. (Пейзаж – картина природы – используется в различных целях: для того, чтобы передать состояние души человека, его мысли, чувства).

- Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений?

- Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми). Сегодня мы будем находить средства выразительности в стихах русских поэтов.

Презентация с пейзажами, портретами, написанными художниками.

«Пейзаж не имеет цены, если он только красив, в нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». К. Коровин.

- Русская пейзажная живопись ХІХ века богата именами выдающихся мастеров. Каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему. А как это по-своему? Постарайтесь понять.

ІІІ. Работа на уроке.

- Для работы на уроке нам лучше объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить определённую работу. У вас на столах лежат рабочие материалы для урока. Будьте внимательны.

- Возьмите лист 1. Это рабочий лист, где вы будете выполнять определенные задания.

- На листе 2 даны распечатки текстов стихов русских поэтов.

- На листе 3 -  листы самооценки и взаимооценки, где вы будете оценивать не только свою работу на уроке, но и ваших одноклассников.

-У вас на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры. Я приготовила для вас заготовки будущих рисунков, по желанию вы можете их использовать.

Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа.

- Звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «Декабрь».

-Звучит стихотворение А. Майкова «Уходи, зима седая!» в исполнении мастера слова

Весна (Уходи, зима седая!..) Посвящается Коле Трескину

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

 

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

 

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

 

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

 

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

<1880>

- Какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения?

- Отражается ли это в музыкальном произведении?

- Что делает зима под лучами солнца?

- Какие выразительные средства использует автор? (Эпитет седая зима, колесница золотая, армией воздушной, благовонных ветерков. Пёстрых бабочек. Олицетворение - очеловечивание неживых предметов. Живыми предметами являются Зима и Весна. Метафора – подобрав саван белый (снег).

-Заполните рабочие листы. (Объяснить).

- Звучит стихотворение А.  Фета «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» в исполнении учителя.

Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

-Что передаёт это стихотворение? (Радость от приближения весны).

- А какое слово повторяется? (Душа)

- Что хотел этим сказать автор? (Автор хотел сказать, что движение происходит не только в природе, но и в чувствах людей).

- А какие средства выразительности автор использовал? (эпитеты – верба пушистая, весна душистая, олицетворение – весна повеяла, весна проносится, метафора – взгляд занят картиной, повтор слова «душа»). Заполните таблицу.

-Начало исполнения песни на слова стих.

Физминутка.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения)Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Гимнастика для глаз. (Презентация).

- Звучит стихотворение Ф. Тютчева «Осенний вечер».

«Осенний вечер» Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения: Тютчев «Осенний вечер»

- Какое настроение вызывает оно?

-Назовите ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? ( эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в таблицу – «светлые» и «тёмные» ( светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • Метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? ( всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон –стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? ( от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Обобщение по уроку.

Сегодня мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты ХІХ века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.

А теперь посмотрим, в какие рисунки создали вы к звучащим сегодня стихотворениям.

Заключение. Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мы убедились, что пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются.

Я благодарю вас за урок и сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я видела вклад каждого в общее дело, но также думаю, что вы сами можете оценить работу каждого в своей группе. Пожалуйста, сделайте это на листочках, которые я вам раздала.

 

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось

 

 

За что я могу себя похвалить?

 

 

За что я могу похвалить одноклассников?

 

 

Что приобрел?

 

 

Что меня удивило?

 

 

Для меня было открытием то, что

 

 

Что, на мой взгляд, не удалось?  Почему? Что учесть на будущее?

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЛОД
Просмотров: 4691 | Загрузок: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63