Воскресенье, 19.05.2024, 01:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литерутуры Лыженковой Ольги...

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок русского языка в 6 классе на тему "Экология слова"
26.05.2014, 16:40

Конспект урока русского языка в 6 классе

Слайд №1

ТЕМА УРОКА:    Обобщение по теме «Лексика»

ТИП УРОКА:  обобщающий урок – лингвистическая игра

Форма: нетрадиционная

Цель урока:  Повторить и обобщить изученный материал по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике, умение работать в группах, парах

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

Воспитательные:

-  привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

- воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование:

 - раздаточный материал

-  компьютерная презентация

- отрывки из видеофильма «Джентльмены удачи»

 

                                                                    ХОД УРОКА

Слайд №2

     Эпиграф:

    Величайшее богатство народа – его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

                                                                                 М.Шолохов.

 

  1.УЧИТЕЛЬ: (читает эпиграф)

      Эти слова М.Шолохова, сказанные много лет назад, остаются актуальными и вечными, как вечно само слово и язык. Но мы всё чаще замечаем, что это вечное, к сожалению, не бережётся людьми, а значит, есть угроза его существованию.

Слайд №3

        … Она сидела на полу

             И груду писем разбирала,

             И как остывшую золу

             Брала их в руки и бросала.

 

     Переписка…письма…Главное средство общения между людьми долгие годы.

     Мелькает время. На дворе ХХI век. Интернет. Кому незнакомо это слово?! Оно заполонило всё. Письмо, как вид общения между людьми, уходит в прошлое. В современном мире общение изменилось. И речь людей стала другой.

 

- Кто из вас за последний месяц написал письмо родным, близким, друзьям? 

     А кто работал в Интернет или общался с помощью СМС?

   (Из 100 человек, опрошенных на улице, только 10 писали письма и 90 - общались с помощью СМС).

   Да, общение между людьми стало другим, и речь изменилась.

 

   Внимание на экран   Слайд №4,5

Письмо

SMS

Здравствуйте, мои дорогие дочурки! Вот решила написать вам письмо. Настроение подталкивает к письменному общению. Как добрались до дома с полными сумками? Как здоровье Анны Петровны?

Привет! Как доехали?

Поздравляю вас всех с наступающим весенним праздником – 8 Марта! Пусть каждый день будет добрым и светлым. Дарит смех, доброту, новый взлёт. Будет мир на везение щедрым! Счастье, радость, удачу несёт. Хочу, чтоб вы были счастливы. А мне для счастья надо только это.

С праздником 8 Марта! всего хорошего!

Погода стоит чудесная в эти последние денёчки! Мне нравится! На улице красотища! Деревья в инее! Непередаваемое ощущение! А в доме тепло у печки. Волнуюсь за вас: вам даже погреться негде, если замёрзнешь.

Какая у вас погода? В квартире тепло?

Удачи вам! Здоровья, счастья! Всего доброго! Пишите! Приезжайте! Очень ждём! До свидания. Целую, мама.

Люблю, скучаю. Пишите чаще.

 

 УЧИТЕЛЬ: эти письмо и СМС написаны и отправлены одним адресатом и в какой-то  мере перекликаются. В чём?    (одна тема, главная мысль)

   Но тем не менее разница видна.   В чем?   (Письмо передаёт не только события, предшествующие написанию, но и настроение адресата. Чувствуется душевное состояние писавшей, её одиночество, тоска, любовь к дочкам, забота о них. СМС не позволяет разобраться в чувствах и настроении адресата. А значит, дочери будут лишены сопереживания, не проникнутся мамиными проблемами, не почувствуют её заботу и не откликнутся на её тревоги. И если предположить самое нежелательное – дочери перестанут писать письма и будут общаться только через СМС. Одиночество матери усилится. Она потеряет возможность духовного общения с дочерьми.)

 

Таким образом, может происходить страшное: с изменением нашей речи, утратой богатств языка, утрачиваются и лучшие качества человека: сопереживание, сочувствие, радость. Эмоции становятся скудными. А значит, человек перестаёт быть человеком, а превращается в какую-то машину.

 

   И чтобы этого не произошло, мы с вами и должны заботиться о слове, о нашем родном языке.

 

     УЧИТЕЛЬ:  Слайд № 6.

- Итак, ЭКОЛОГИЯ.

   - Знакомо ли вам это слово? Что оно означает?

Экология – от греч. Дом, родина, состояние среды обитания.

   - Где мы встречаемся с этим словом?

   Сегодня с экологией связаны такие понятия как ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.

 

   Забота лингвистов, и наша с вами, - забота о слове, о культуре речи.

- Как можно сформулировать тему?

 

Слайд № 7.

 

ИТАК, ТЕМА УРОКА:   ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.

 

УЧИТЕЛЬ:  Дмитрий  Сергеевич Лихачёв,  известный академик, который внёс огромный вклад в культуру, считал, что культура спасёт мир. Он писал: «Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит».

 

- Как вы понимаете эти слова?

 

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы попробуем прислушаться к тому, как и что мы говорим; выяснить, что же происходит с нашим могучим, великим, богатейшим русским языком. Попробуем определить те недостатки, которые наиболее часто встречаются в нашей речи.

 

! ! ! ЗАДАНИЕ. А сейчас небольшая словарная разминка. Перед вами на столах лежат задания «Скажи одним словом» продумайте ответы. (1 мин)

 

   (2 человека получают индивидуальное задание – участие в сценках и они будут наблюдать за работой групп)

 (Проверяем по цепочке)

 

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, хорошо поработали. А сейчас нам предстоит определить первый недостаток в нашей речи. Внимание на экран.

 

                            (ПРИМЕЧАНИЕ:  из кинофильма «Джентльмены удачи»

                                                          фрагмент № 1 («Редиска, расколется…»)

 

-  Какое явление современности, происходящее в русском языке сегодня, вы увидели?

    Действительно, замечено страшное явление: замена истинных слов сленгом, жаргонизмами, вульгаризмами. Происходит ЗАСОРЕНИЕ русского языка. (Это первый недостаток)

Слайд №8.

 

УЧИТЕЛЬ: А ведь русский язык очень богат и выразителен. И в нём такое количество своих красивых слов и выражений, что вовсе не нужны слова-паразиты. И имеют многие наши выражения глубокие исторические корни.

    Посмотрим, как вы знаете происхождение некоторых выражений.

 

Слайд №9.

! ! ! ЗАДАНИЕ:  перед вами задание творческого характера «Почему мы так говорим?»: прочитайте фразеологизм. Определите его значение. Попробуйте раскрыть происхождение данного выражения (если не знаете настоящей истории, попробуйте придумать свою версию)

 

1 группа  «Остаться с носом»

2 группа  «Зарубить на носу»

3 группа «Жить на большую ногу»

4 группа «Непутёвый человек»

 

(уч-ся работают в течение 5-7 мин)

 

 

ПРОВЕРКА:

 

1 группа  «Остаться с носом»:  Значение:  потерпеть неудачу, обмануться в расчетах. Нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. приношение, выкуп (на Востоке – «калым»). Если жениху отказывали, он оставался с носом (забирал его с собой); значит, обманулся в расчете на свадьбу.

 

2 группа  «Зарубить на носу»:  Значение: хорошенько запомнить. Иного происхождения. Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки, заметки, чтобы потом не забыть.(т.к. писать не умели)

 

3 группа  «Жить на большую ногу»:  Значение: жить роскошно, тратить без меры. Это выражение происходит оттого, что в Х!У столетии в Западной Европе знатность определялась длинною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. Так по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии стали говорить жить на широкую ногу.

 

4 группа  «Непутёвый человек»:  Значение: не добившийся успеха, легкомысленный, беспутный, разгульный. Выражение старое. При дворах русских князей были разные должности. Должность тогда называлась путь. Говорили: путь ловчий, путь соколиный, путь конюшний и т.д. Бояре домогались у князя пути-должности, но не все получали. О том, кто не имел должности при дворе, с пренебрежением говорили: «Непутёвый человек».

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

 

УЧИТЕЛЬ:  Итак, познакомились  с некоторыми интересными выражениями и их происхождением. Как видите, действительно, у наших выражений  глубокие исторические корни.

УЧИТЕЛЬ: Ну а теперь выясним второй недостаток в речи. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».

   А умеем ли мы общаться друг с другом, делать нашу речь достаточно  яркой и выразительной?

 

СЦЕНКА  (№ 1):   ТАНЯ И МАША:

Таня:     Маша, как ты провела каникулы?

Маша:   Нормально.

Таня:     А как чувствует себя твоя мама?

Маша:    Нормально.

Таня:      Ну а как сейчас у тебя дела?

Маша:    Нормально.

Таня:      Как даётся тебе русский язык?

Маша:    Нормально.

Таня:      Что ты всё нормально да нормально. С тобой всё хорошо?

Маша:    Нормально.

 

УЧИТЕЛЬ:  Какой недостаток в речи Маши вы отметили?

Слайд №10.

СКУДНОСТЬ языка – ещё один недостаток в речи современных детей.

 

УЧИТЕЛЬ: Ну а сейчас посмотрим, как вы владеете богатством речи, каков ваш  словарный запас.

Поиграем в ЛОТО : «Используй фразеологизм»

ЗАДАНИЕ: Участники игры берут по одной таблице (можно одну на парту, в паре), внимательно прочитывают свои предложения, обращая особое внимание на выделенные слова. Тем временем ведущий тасует карточки и читает вслух фразеологизмы, написанные на них. Тот, кому подходит названный фразеологизм для замены выделенных слов, берёт карточку, читает вслух предложение (например: мы твёрдо пообещали помочь малышам. Фразеологизм дали слово) и закрывает карточкой клетку таблицы.  Выиграет тот, кто раньше всех закроет все клетки и не ошибётся.

 

   (Игра в течение 5 минут)

 

УЧИТЕЛЬ:  Молодцы, хорошо поиграли. Умеете пользоваться крылатыми выражениями и знаете их значение. Хороший словарный запас.

УЧИТЕЛЬ:  А задумывались ли вы вообще над тем, что такое язык? Один говорит, а другой слушает и понимает. А всегда ли мы умеем сказать так, чтобы нас поняли. Попробуем выявить еще один недостаток в речи,

   Внимание на экран.

 

                            (ПРИМЕЧАНИЕ:  из кинофильма «Джентльмены удачи»

                                                          фрагмент № 2 («Сам ты ёлка…»)

 

 

УЧИТЕЛЬ:Почему два человека не поняли друг друга?

(у одного скудность речи, а другой не вполне ясно и точно излагал свои вопросы)

Слайд №11.

   Итак, ещё одни недостаток в речи – НЕТОЧНОСТЬ употребления слов, замена одних слов другими.

 

 

СЦЕНКА (№ 2):    САША И КАТЯ. (идут навстречу друг другу. Катя нечаянно толкает Сашу)

Катя:   Извиняюсь.

Саша:  Надо же какая, сама толкнула и себя же извинила.

Катя:   Как это? Я же извинилась перед тобой.

Саша.  Нет, ты себя извинила.

 

- Кто из них прав и почему?

(Прав Саша, т.к. возвратный суффикс СЯ указывает на себя, т.е. извиняю себя. Надо говорить: «Извините, простите, виноват»)

 

 

УЧИТЕЛЬ:  А сейчас посмотрим, как вы знаете языковые нормы.

! ! ! ЗАДАНИЯ:  (на партах): «Исправь ошибку»

 

(если есть время, доп. задание «Поставь ударение»)

ПОВЕРЯЕМ.

 

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, справились и с этой задачей.

 

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

УЧИТЕЛЬ: Итак, сегодня на уроке мы отметили три недостатка в речи. Назовём их.

 А сейчас, т.к. наш урок назывался ЭКОЛОГИЯ СЛОВА, то попробуйте составить свой план охраны нашей речи, языка от недостатков.

 

  • Решение кроссворда (как итог)

 

   (Уч-ся предлагают свои решения).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  УЧИТЕЛЬ:   Закончить наш урок хочется словами Владимира Луговского: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗМИНКА

«Скажи одним словом: кто это?»               (ОТВЕТЫ)

1 группа

 

  1. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот)
  2. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества (активист)
  3. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело (зачинатель, организатор)
  4. Тот, кто несёт знамя (знаменосец)
  5. Тот, кто беседует с кем-нибудь (собеседник)
  6. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник)
  7. Лицо, управляющее оркестром (дирижер)
  8. Тот, кто едет верхом (всадник, наездник)

 

 

 

 

 

 

РАЗМИНКА

«Скажи одним словом: кто это?»               (ОТВЕТЫ)

2 группа

 

  1. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник)
  2. Последователь каких-либо взглядов, приверженец какого-либо учения (сторонник)
  3. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь (единомышленник)
  4. Старый опытный воин, заслуженный работник на каком-либо поприще (ветеран)
  5. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток)
  6. Человек, избегающий общения с  другими людьми (нелюдим)
  7. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома (домосед)
  8. Мужчина с чёрными или очень тёмными волосами (брюнет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗМИНКА

«Скажи одним словом: кто это?»               (ОТВЕТЫ)

3 группа

 

  1. Человек, покинувший место своего жительства вследствие какого-либо бедствия (беженец)
  2. Тот, кто намечен для избрания, назначения, приёма куда-либо (кандидат)
  3. Человек, обладающий способностями к организаторской работе (организатор)
  4. Тот, кто совершает завоевания (завоеватель)
  5. Человек, способный на всякие нечестные поступки, мошенничество (мошенник, проходимец)
  6. Человек, распространяющий разные ложные обвинения, позорящие других слухи (клеветник)
  7. Заносчивый, высокомерный человек ( гордец)
  8. Тот, кто льстит, угождает тем, от которых надеется получить выгоду (подхалим)

 

 

 

РАЗМИНКА

«Скажи одним словом: кто это?»               (ОТВЕТЫ)

4 группа

 

 

  1. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела (формалист, бюрократ)
  2. Человек, стремящийся прежде всего к продвижению по службе, не считаясь с интересами дела (карьерист)
  3. Тот, кто заботится только о своём благополучии, своих личных выгодах (эгоист)
  4. Человек, живущий за счёт чужого труда, на чужой счёт (тунеядец)
  5. Тот, кто завидует другим (завистник)
  6. Мужчина со светлыми волосами (блондин)
  7. Писатель, создающий произведения для театра (драматург)
  8. Тот, кто порабощает и эксплуатирует трудящиеся массы колоний (колонизатор)

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

1 группа

1. Переданный совершенно точно, слово в слово.

2. Живущий в достатке, изобилии.

3. Начинающий стареть, немолодой.

4. Такой, в котором приятно жить, удобно.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

2 группа

1. Сделанный собственноручно, домашними средствами.

2. Способный вынести многие трудности.

3. Не главный, не основной, менее важный.

4. Легко пачкающийся (о светлой одежде, ткани).

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

3 группа

 

  1. Негладкий, с небольшими неровностями на поверхности.
  2. Доводящий до усталости, утомления.
  3. Лишенный связности, отрывочный, беспорядочный.
  4. Заслуживший большую славу.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

 

4 группа

1. Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы.

2. Такой, которого нельзя миновать, избежать.

3.Плохо растущий, болезненный.

4. Такой, который носится долго, прочный.

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ       (ОТВЕТЫ)

 

«Замени одним словом»

1 группа

1. Переданный совершенно точно, слово в слово. (дословный, буквальный)

2. Живущий в достатке, изобилии. (зажиточный)

3. Начинающий стареть, немолодой. (пожилой)

4. Такой дом, в котором приятно жить, удобно. (уютный)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

2 группа

1. Сделанный собственноручно, домашними средствами. (самодельный)

2. Способный вынести многие трудности. (выносливый, стойкий)

3. Не главный, не основной, менее важный.  (второстепенный)

4. Легко пачкающийся (о светлой одежде, ткани). (маркий)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

3 группа

 

1. Негладкий, с небольшими неровностями на поверхности. (шершавый)

  1. Доводящий до усталости, утомления. (утомительный)
  2. Лишенный связности, отрывочный, беспорядочный. (бессвязный)
  3. Заслуживший большую славу. (прославленный, знаменитый)

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Замени одним словом»

 

4 группа

1. Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы. (благоустроенный)

2. Такой, которого нельзя миновать, избежать. (неминуемый, неизбежный)

3.Плохо растущий, болезненный. (чахлый, хилый)

4. Такой, который носится долго, прочный. (ноский)

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

1 группа

1. В дороге его застал снежный буран.

2. Он сидел, облокотившись локтями о стол.

3. Народ всё более сильнее ненавидел угнетателей.

4. В этот вечер я не успел закончить до конца свою мысль.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

2 группа

1. Всадники уже приближались ближе к деревне.

2. наше село находится приблизительно километрах в тридцати от районного центра.

3. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

4. На Камчатке много горячих гейзеров.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

3 группа

1. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на меня.

2. Мы заранее предвидели все трудности похода.

3. Караван двигался по песчаным барханам.

4. Он бросил камень, но промахнулся мимо.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

4 группа

1. Это очень прекрасный материал для платья.

2. В фильме показано, что какую важную роль сыграли добровольцы в строительстве новых шахт.

3. На площади собралось тысяч пять человек народа.

4. Например, приведём такой пример.

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ     (ОТВЕТЫ)

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

1 группа

1. В дороге его застал снежный буран.  (снежный)

2. Он сидел, облокотившись локтями о стол.  (локтями)

3. Народ всё более сильнее ненавидел угнетателей. (более)

4. В этот вечер я не успел закончить до конца свою мысль. (до конца)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

2 группа

1. Всадники уже приближались ближе к деревне. (ближе)

2. Наше село находится приблизительно километрах в тридцати от районного центра. (приблизительно)

3. Муму очень сильно привязалась к Герасиму. (сильно)

4. На Камчатке много горячих гейзеров.  (горячих)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

3 группа

1. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на меня.  (пожилой)

2. Мы заранее предвидели все трудности похода. (заранее)

3. Караван двигался по песчаным барханам.  (песчаным)

4. Он бросил камень, но промахнулся мимо.  (мимо)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Что лишнее?»

(Найти лишнее слово в предложении)

4 группа

1. Это очень прекрасный материал для платья. (очень)

2. В фильме показано, что какую важную роль сыграли добровольцы в строительстве новых шахт. (что)

3. На площади собралось тысяч пять человек народа. (народа)

4. Например, приведём такой пример.(например)

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

1 группа

1. Все единогласно подумали об оставленном товарище.

2. У нас много сообщников среди простых людей.

3. Трудно им было противопоставлять такому натиску.

4. Обладая острым обаянием, он быстро уловил запах духов.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

2 группа

 

  1. Он оказался круглым невежей в технике.
  2. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений
  3. Мы предупредительно захватили с собой веревку и фонарик.
  4. Старый астроном приходил часто в свою консерваторию.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

3 группа

1. Особенно понравился ребятам в метро экскаватор.

2. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки.

3. Взрывательной волной выбило стекла.

4. Хозяйка накормила сытым обедом.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

4 группа

1. У него были невыразимые черты лица.

2. Собака с жалким воем бросилась к хозяину.

3. Он нам представил полную свободу.

4. Дыхание больного стало отрывистым.

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ     (ОТВЕТЫ)

 

«Исправь ошибку»

1 группа

1. Все единогласно подумали об оставленном товарище.  (единодушно)

2. У нас много сообщников среди простых людей. (единомышленников)

3. Трудно им было противопоставлять такому натиску. (противостоять)

4. Обладая острым обаянием, он быстро уловил запах духов. (обонянием0

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

2 группа

 

  1. Он оказался круглым невежей в технике. (невеждой)
  2. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. (комплексом)
  3. Мы предупредительно захватили с собой веревку и фонарик. (предусмотрительно)
  4. Старый астроном приходил часто в свою консерваторию. (обсерваторию)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

3 группа

1. Особенно понравился ребятам в метро экскаватор. (эскалатор)

2. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. (дружеским)

3. Взрывательной волной выбило стекла. (взрывной)

4. Хозяйка накормила сытым обедом. (сытным)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Исправь ошибку»

4 группа

1. У него были невыразимые черты лица. (невыразительные)

2. Собака с жалким воем бросилась к хозяину. (жалобным)

3. Он нам представил полную свободу. (предоставил)

4. Дыхание больного стало отрывистым(прерывистым)

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

«Поставь ударение»

1 группа

 

     Верба, диспансер, договор, завидно, заржаветь, звонит, издавна, индустрия, агент, диагноз, дремота, закупориться.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Поставь ударение»

2 группа

 

     Каталог, квартал, коклюш, колосс, комбайнер, крапива, красивее, кремень, медикаменты, жалюзи, закупориться, избаловать.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Поставь ударение»

3 группа

 

      Обеспечение, облегчить, осведомиться, паралич, партер, премировать, принудить, простыня, гребень, блокировать, базировать, черпать.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

«Поставь ударение»

4 группа

 

     Ржаветь, столяр, усугубить, ходатайствовать, щавель, таможня, верование, умерший, жаловать, характерный (поступок, танец), характерный (человек), средства.

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЛОТО «Используй фразеологизм»

 

1

 

Мы совершенно искренне пожелали ему счастливого пути.

 

 

2

 

Ребята-старшеклассники твёрдо пообещали помочь малышам.

3

 

Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это.

 

 

4

 

Стали искать Виктора, но он куда-то исчез, пропал.

5

 

Надо высказывать свои собственные мысли, иметь свои взгляды на вещи.

 

6

 

Здесь написано совершенно ясно и чётко.

7

 

На следующий день Егор пришёл в класс, будто ничего не случилось.

 

 

8

 

Машина перестала действовать, пришла в негодность.

9

 

Павлик сел на камень и вдруг вскочил стремительно, резко.

 

 

10

 

Независимо от твоего желания это надо сделать.

11

 

Враги стремились какими угодно средствами, любым способом ворваться в деревню.

 

12

 

В разговоре он не растеряется, всегда найдёт, что ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Много прошло времени   с тех пор.

 

 

 

14

 

За этот поступок тебя не похвалят.

15

 

Николай всё-таки сумел найти способ избавиться от затруднений.

 

 

16

 

Теперь меня туда не зазовёшь никакими средствами.

17

 

Сразу видно по нему, очевидно для всех, что он не выучил урока.

 

 

18

 

Мы совсем уже было впали в уныние, отчаялись.

19

 

Целый час он меня обманывал, дурачил.

 

 

20

 

Наконец я решился постучать в дверь.

21

 

Девочка горько, неутешно плакала.

 

 

 

22

 

Моя боль внезапно прошла, бесследно исчезла.

23

 

Ребята у нас в команде все одинаково хороши.

 

 

24

 

Мы пристально, не отрываясь смотрели на космонавтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

Мальчик жадно, с большим аппетитом ел пирог.

 

 

26

 

Мы кратко изложили его просьбу.

 

27

 

Он привёл нас в совершенное замешательство, недоумение своими словами.

 

28

 

От волнения он произносил слова быстро, неразборчиво.

29

 

Встречать воинов вышли все, без различия возраста.

 

 

30

 

Мне надо поговорить с тобой наедине.

31

 

Надо быть настороже, чтобы не пропустить их.

 

 

32

 

Дети слушали рассказ, стараясь не дышать.

33

 

Борис – мой самый верный помощник.

 

 

34

 

От безделья мальчик насвистывал какую-то песенку.

35

 

Ребята не скрывали своего замысла.

 

 

 

36

 

Они всю жизнь прожили мирно, дружно, в полном согласии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

От всего сердца.

 

 

 

2

 

Дать слово.

3

 

Во что бы то ни стало.

 

 

 

4

 

Как сквозь землю провалился.

5

 

Жить своим умом.

 

 

 

6

 

Чёрным по белому.

7

 

Как ни в чём не бывало.

 

 

 

8

 

Выйти из строя.

9

 

Как ужаленный.

 

 

 

10

 

Хочешь не хочешь.

11

 

Любой ценой.

 

 

 

12

 

За словом в карман не полезет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Много воды утекло.

 

 

 

14

 

По головке не погладят.

15

 

Выйти из положения.

 

 

 

16

 

Калачом не заманишь.

17

 

На лбу написано.

 

 

 

18

 

Пасть духом.

19

 

Морочить голову.

 

 

 

20

 

Набрался духу.

21

 

Обливаться слезами.

 

 

 

22

 

Как рукой сняло.

23

 

Все как на подбор.

 

 

 

24

 

Не сводить глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

Уплетать за обе щеки.

 

 

26

 

В двух словах.

27

 

Сбить с толку.

 

 

 

28

 

Глотать слова.

29

 

От мала дл велика.

 

 

 

30

 

С глазу на глаз.

31

 

Глядеть в оба.

 

 

 

32

 

Затаить дыхание.

33

 

Правая рука.

 

 

 

34

 

От  нечего делать.

35

 

Не делать секрета из чего-либо.

 

 

 

36

 

Душа в душу.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ЛОД
Просмотров: 1571 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63