Суббота, 18.05.2024, 20:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литерутуры Лыженковой Ольги...

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час на тему "Человек отражается в своих поступках"
[ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] 24.11.2013, 18:38

Классный час "Человек отражается в своих поступках"

 








Цель:

  • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
  • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
  • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  • Подготовить аудиторию.
  • Разделить присутствующих на 3 микрогруппы.
  • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
  • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
  • Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  • Компьютер, проектор, презентация классного часа.
  • На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).
  • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.
  • На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

- Я приглашаю вас посмотреть диалог двух ребят.

Первая сценка, её обсуждение. Действующие лица: Настя и Алеша.

Десятиклассник: Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 "б" и чешет...

Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?

Десятиклассник: У! Дела воще моща!

Первоклассник: Что- что?

Десятиклассник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется - сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клёво, да?

Первоклассник: А что, там лошадь была?

Десятиклассник: Какая лошадь?

Первоклассник: Ну та, которая ржала.

Десятиклассник: Да ты ничего не понял. Один фитиль....

Первоклассник: Без свечи?

Десятиклассник: Ну, конечно же, без...

Первоклассник: А что это за фитиль такой?

Десятиклассник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...

Первоклассник: К какому шкету?

Десятиклассник: Да шибзик такой, вот с таким шнобелем.

Первоклассник: С кем, с кем?

Десятиклассник: Да не с кем, а с чем - нос у него такой. Сел и почесал...

Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-нибудь?

Десятиклассник: Да нет, попилил он!

Первоклассник: И что, распилил?

Десятиклассник: Что распилил?

Первоклассник: Как что, мотик!

Десятиклассник: Чем?

Первоклассник: Ну этим... Шнобелем!

Десятиклассник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!

- Что мы можем сказать об этом диалоге? Понятно, что такие слова засоряют нашу речь, искажают и делают её непонятной.

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? Иногда даже хорошие слова могут обидеть. Послушайте.

 

Вторая сценка. "Обыкновенные слова". Действующие лица: брат и сестра.

Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, пожалуйста, посуду.

Витя (буркнул недовольно): Вот еще!

Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.

Витя (растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!

Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.

Витя (недовольно): Подумаешь, очень надо:

- Почему брат обидел сестру, ведь он употреблял в речи обычные слова? Обыкновенные, хорошие слова могут стать обидными! Это зависит от того, какой смысл вкладывает человек в сказанное!

- Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Но не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Поэтому говорящие не понимают друг друга.

-Послушайте ещё один диалог.

Третья сценка. "Петина болезнь" Действующие лица: доктор, мальчик Петя.

Доктор: Заходи, больной.

Петя: Я не больной, у меня только горло:.

Доктор: Что горло? Болит?

Петя: Хрипит.

Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).

- Как же тебя зовут, Птичкин?

Петя: Петя.

Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В шестом "бы".

Доктор (удивленно): Бы! Что это за "бы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?

Петя: Жутко дружно и весело:

Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?

Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!

Доктор: А ты как учишься?

Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:

Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.

(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").

Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).

Петя (берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).

Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?

Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.

Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.

 

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Зеркальце», после просмотра ответить на вопрос: «Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан»? (Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и вежлив).

 

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

– Как вы считаете, знаете ли Вы себя?

– Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

 

 

 

 

 

 

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1.    Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2.    Когда от меня требуют послушания, я …

3.    Когда меня просят не грубить, я …

4.    Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

5.    Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

6.    В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

7.    При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

8.    Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

9.    Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?

10.Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

11.Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

Задание № 3. «Улови настроение группы».

Трем учащимся предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе).

Вопросы учащимся:

  • Трудно ли было Вам уловить настроение других учащихся?
  • По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?

Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

Трем учащимся предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Учащимся  предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Ситуации. 1. Вы стоите перед дверями магазина или другого учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать? (Если я снаружи, пропущу выходящих – преимущество за ними).

2. Навстречу идет «сладкая парочка»: молодой человек прихлёбывает пиво из банки, его спутница смачно грызёт семечки. Что вы подумаете об их поведении? (Это дурной тон.)

3. В переполненный автобус входит пожилой человек. Ваша реакция? (Предложу свое место).

Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому учащемуся  необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего учащимся  выдаются  листы с «Правилами поведения в обществе». Все  прочитывают эти правила.

Вопросы учащимся:

  • Согласны ли вы соблюдать их?
  • Что может помешать вам  не соблюдать этих правил?
  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы учащихся).

– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать».

Категория: Мои файлы | Добавил: ЛОД
Просмотров: 2863 | Загрузок: 128 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63