Тест по литературе 7 класс.
Прочитайте
приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.
Феврония,
нареченная Евфросиньей, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами
святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Дапвыдом, прислал к ней сказать:
- Сестра
Ефросинья! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в
ответ:
- Подожди,
господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично
посылает к ней:
- Уже час
мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же
заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать
лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг неё нитку, которой шила, и
послала к блаженному Петру, наречённому Давыдом, о том, что она готова преставиться
вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии
месяца июня в 25-й день.
После их
преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви,
Пречистой Богородицы, а Февронию – вне города,
в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы
и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого
камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.
Наутро люди
увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной
церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные
люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и
после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять
разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше
не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе,
как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри
града. Лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.
(«Повесть о
Петре и Февронии Муромских»)
А1.
Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие;
2) рассказ;
3) летопись;
4) поучение.
А2.
Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает
повествование;
2) завершает
повествование;
3) является
кульминацией сюжета;
4) является
одним из этапов развития сюжета.
А3.
Главной идеей данного фрагмента является:
1) желание
Февронии дошить покров в святую церковь;
2) желание
Давыда побыстрее покинуть этот мир;
3) невозможность
для людей разъединить тела Евфросиньи и Давыда после смерти;
4) неверно
выбранный день смерти.
А4.
Какими оказались люди, пытающиеся разлучить тела Февронии и Петра?
1) жестокими;
2) трусливыми;
3) отчаявшимися;
4) неразумными.
А5. С какой целью автор при характеристике Петра
и Февронии использует такие слова и выражения: «к блаженному Петру», «предали
оба вместе чистые свои души в руки Божии», «к их святым местам».
1) выявляет
в героях серьезное отношение к смерти;
2) наделяет
героев неземными чертами;
3) характеризует
психологическое состояние героев;
4) показывает,
что после смерти оба были причислены к лику святых.
В1.
Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать
образ и выразить свое отношение к нему («святым их телам», «чистыая душа»,
«блаженный Петр»).
Ответ:
____________________________________________________________________.
В2.
Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его
высказываний (со слов: «Сестра Евфросинья!..»).
Ответ: ____________________________________________________________________.
В3.
Из абзаца, начинающегося со слов «Феврония, нареченная Евфросиньей…», выпишите
сочетание слов, которое называет то, что вышивала Феврония для соборного храма
Богородицы.
Ответ: ___________________________________________________________________.
В4.
Объясните значение слова РИЗА.
Ответ:
__________________________________________________________________.
С1.
Какие необычные события происходили после смерти Петра и Февронии? Как вы это объясните? |